Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира

Юрий Евгеньевич Березкин

Европейский Университет в Санкт-Петербурге

Исследование мирового фольклора позволяет увидеть распространение отдельных фольклорных мотивов в разных традициях и сделать выводы о таких культурных контактах и миграциях, о которых у нас мало иных свидетельств.

Syllabus

1. Введение
1.1 Как устроен этот курс
1.2 Зачем изучать фольклор?
1.3 Функциональность и традиция
1.4 Массовые данные о культуре
1.5 Повторяющиеся элементы фольклора
1.6 Относительная древность текстов
1.7 Подходы к изучению фольклора
1.8 Картографирование распространения
1.9 Материалы для чтения

2. Элементы традиции
2.1 «Мотив» как единица: сюжет или элемент?
2.2 Система «элементов» Франца Боаса
2.3 Сюжеты и мотивы в свете задач фольклористики и археологии
2.4 Количественная мера сходства традиций
2.5 Почему мифы разных народов похожи друг на друга?

3. Трикстер
3.1 Что такое трикстер?
3.2 Трикстеры зооморфные и антропоморфные
3.3 Пол Радин о трикстере
3.4 Границы образов трикстера. Лиса и заяц
3.5 Границы образов трикстера. Трикстер в Африке
3.6 Границы образов трикстера. Исключения и интерпретация
3.7 Трикстер в Америке: койот
3.8 Ворон как трикстер
3.9 Ворон как трикстер: интерпретация распространения мотива
3.10 Трикстер на схеме с двумя оппозициями
3.11 Трикстер и трикстерский эпизод. Вопрос об архаике
3.12 Сюжет спора о старшинстве. Архаичность фольклорного элемента

4. Ныряльщик за землей
4.1 Фольклор и мифология
4.2 Космогонические и антропогонические мифы
4.3 Миф о ныряльщике среди космогонических мифов
4.4 Бог и его противник в мифе о ныряльщике
4.5 Владимир Напольских о путях распространения мифа о ныряльщике
4.6 Первоначальное распространение и индийский миф о ныряльщике
4.7 О связи сибирских и южноазиатских версий мифа о ныряльщике
4.8 Как соотносятся североамериканские и сибирские версии мифа
4.9 Дуалистические космогонии
4.10 Пути и время распространения мифа из Сибири в Америку

5. Ныряльщик и антропогонические мифы
5.1 Лошадь топчет первого человека
5.2 Южные версии сюжета: лошадь и собака
5.3 Сторож первочеловека и его антагонист от Армении до Таймыра
5.4 Лошадь и черт
5.5 Ныряльщик и миф о сотворении человека

6. База данных и как ей пользоваться
6.1 Традиции и мотивы в базе данных
6.2 Группы мотивов
6.3 Сравнение распространения мотивов. Мифы о пятнах на луне
6.4 Мотивы и резюме текстов
6.5 Поиск в базе данных. Тексты и карта

7. Мифы и гены
7.1 Элементарные понятия популяционной генетики
7.2 Мифы и гены
7.3 Заселение Америки
7.4 Популяционная генетика, археология и лингвистика
7.5 Исследования специалистов по геному человека

8. Ответы на вопросы
8.1 Вопросы и ответы

key words, tags

История
Искусство
Фольклор
Традиции
Культура
География


Course properties

Competition track
Humanities
Form of education
Informal
Learning language
Russian
Discipline
History and archaeology, Humanities (except languages), Arts and humanities
Course authors
Юрий Евгеньевич Березкин
Author’s characterization
Доктор исторических наук, заведующий отделом Америки МАЭ РАН, профессор факультета антропологии ЕУСПб. В научные интересы входят: древние миграции и культурные связи, заселение Америки, сравнительная мифология, ранние сложные общества.
Organization
Европейский Университет в Санкт-Петербурге
Organization characterization
Европейский университет в Санкт-Петербурге (сокращенно - ЕУСПб) был учрежден в 1994 году при активной поддержке мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и начал свою работу как обучающая аспирантура по социальным и гуманитарным наукам (антропология, история, история искусств, политические науки, социология, экономика) в 1996 году. Благодаря высокому профессионализму и уникальному научному потенциалу Европейский университет приобрел репутацию одного из самых динамичных и современных образовательных учреждений страны. Европейский университет в Санкт-Петербурге – это негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Подробнее: http://eu.spb.ru/university/about
Knowledge level entrance requirements
Целевая аудитория курса: студенты средних и старших курсов, а также аспиранты, интересующиеся антропологией, изучением фольклора и мифологии. Все, кто с увлечением читал мифы и сказки народов мира и готов посмотреть на их содержание глазами исследователя.
Entrance test
Groups formation by readiness level
Teachers presence
Tutors presence
Facilitators presence
Training materials forms
texts, multimedia, video lecture, presentation, synchronous video, case
Interactivity in training materials
Collaborative learning presence
Practical activities
labs
Discussions, forums presence
Webinars, video conferences presence
meetup presence
LMS integration
Learning Analytics
Certification presence
Certification types
Сертификат ЕУ и платформы Stepic
Course time limits
Duration
2 (months)
Learning types (sync/async)
asynchronous
Personal learning path possibility, course individualization
Special needs support
Course site

Comments